Сегодня может показаться странным, что всесильные цари и князья, во власти которых находились жизни тысяч людей, боялись плохо одетых, заросших безумцев, похожих на тех, кого ныне принято называть бомжами. Но если учесть, что правители в ту пору были очень набожны, то все становится ясным: считалось, что юродивые получают откровения от Бога. Более того, юродство совершается ради Христа.
А основанием для этого послужили слова апостола Павла «мы безумны Христа ради» из его первого послания коринфянам.
Традиция юродства пришла на Русь из Византии.
В Киевской Руси юродивых в собственном смысле слова не было. Но о некоторых преподобных мы слышим, что они юродствуют временно. Это Исаакий, затворник Печерский, и Авраамий Смоленский. Юродство появляется в России, начиная с XIV века. Первым настоящим юродивым на Руси был Прокопий Устюжский. Его житие рассказывает, что сам он был немцем и прибыл в Устюг из Новгорода. Прокопий — богатый купец «от западных стран, от латинска языка, от немецкой земли». В Новгороде он познал истинную веру в «церковном украшении», иконах, звоне и пении. Крестившись и раздав свое имение, «приемлет юродственное Христа ради житие».
Вскоре Прокопий отправляется в «восточные страны», «взыскуя древнего погибшего отечества». Его юродство навлекает на него от людей «досаду и укорение, и биение, и пхание», но он молится за своих обидчиков. Вскоре он прибывает в Устюг. Житие здесь ведет жестокое, с каким не могли сравниться самые суровые монашеские подвиги: он не имеет крыши над головой, спит «на гноище» нагой, после — на паперти соборной церкви. Молится тайно, по ночам, прося «полезных граду и людем». Принимает у богобоязненных людей немного пищи, но никогда ничего — у богатых.
Недаром, по устюжскому преданию, первый русский юродивый пришел из Великого Новгорода — этот город был родиной русского юродства. Все известные русские юродивые XIV и начала XV века связаны с ним. Здесь буйствовали в XIV веке Николай и Федор, пародируя своими драками кровавые столкновения новгородских партий. Николай жил на Софийской стороне, Федор — на Торговой. Они переругивались через Волхов. Когда один из них пытался перейти реку по мосту, другой гнал его назад, крича: «Не ходи на мою сторону, живи на своей». Легенда рассказывает, что после таких боев блаженным случалось возвращаться не по мосту, а прямо по воде, «яко по суху».
Василий Блаженный — пожалуй, самый известный и почитаемый в России юродивый. Он жил во время Ивана Грозного, который мог убить хоть своего сына, но тронуть юродивого — ни в коем случае. Самодержец считал себя самым грешным человеком на земле и верил, что его царство держится только на святости юродивых, а потому относился к ним уважительно и проводил с ними много времени.
Однажды явился Василий в палаты к царю Ивану. Грозный встретил гостя с почтением, усадил за стол и налил ему вина. Но юродивый выплеснул вино в окно. Царь налил другую чарку, гость опять вылил. И в третий раз сделал то же. Тогда царь разгневался: «Почему презрел царское угощение?» На это блаженный ответил: «Не презрел я твое угощение, а пожар залил в Великом Новгороде».
Царь тут же гонца послал в Новгород узнать, как было на самом деле. Когда гонец вернулся, то сообщил, что именно в тот день и час, когда блаженный выплеснул вино, в Новгороде бушевал огромный пожар. Люди не надеялись с ним справиться, и тогда вдруг явился нагой человек с водоносом в руках, стал ходить по пожару, заливать пламя и в один час его потушил.
Вообще, юродивых в русской истории было очень много, несколько десятков из них были причислены к лику святых. Поразительно, что среди них были и женщины, такие как Марфа и Ксения, тоже впоследствии канонизированные.
При Петре Первом юродивых начинают притеснять, а в 1732 году, в царствование Анны Иоанновны и Бирона, им запретили специальным указом даже входить в церковь. Немецкий рационалистический ум не мог понять сакрального смысла, затаенного в юродстве. А ведь первый русский юродивый был как раз немцем.
На главную страницу: |
Та же главная страница (полноэкранный текст) |