И. В. Гирич

Психиатрия – "философия" насилия: Глобальная идеология нетерпимости и подавления личности

Исследование


Вы можете свободно делать копии этой работы и распространять их

Содержание

  1. Развитие психиатрических взглядов
  2. "Русская" психиатрия (до XX века)
  3. Современная ситуация: XX-XXI века
  4. Где же выход?
  5. Литература

Предисловие автора

Должен сразу сказать, что я не занимаюсь и даже не интересуюсь философией в традиционном понимании этого слова (имеется в виду то нагромождение учений различных мыслителей, с которым обычно пытаются ознакомить студентов университетов). Но дело в том, что студентом университета был и я сам, поэтому мне не удалось избежать знакомства с философией в таком её понимании. Также мне не удалось избежать знакомства – на собственном опыте – с идеологией психиатрической системы. И, когда мне понадобилось написать курсовую работу, я воспользовался случаем рассказать об этой идеологии – именно идеологии, а не разделе медицины, как пытаются утверждать сами психиатры.

Я пытался показать развитие психиатрических взглядов от древности и до наших дней, а также то, как влияли на это развитие те, кого принято называть философами.

Те, кого эта тема не оставит равнодушным, могут найти большое количество материалов (литературных произведений, фактов, документов) на Интернет-сайте общественной организации "Помощь пострадавшим от психиатров"

Игорь Гирич

28 августа 2003 г.


Чтобы определить, в каких отношениях находятся психиатрия и философия, определимся с терминологией. Слово "психиатрия" образовано из греческих слов – "душа" и – "лечение", а – значит "любящий мудрость". Так есть ли мудрость в психиатрии? Для того, кто "на собственной шкуре" ощутил "мудрость" этого "лечения", ответ очевиден. Но… заглянем в историю.

1. Развитие психиатрических взглядов

Жители древнегреческого города Абдера (где когда-то окончил свои дни Левкипп из Милета) заподозрили одного из своих сограждан в помешательстве. Звали этого человека Демокрит. Он, по сути, был последователем идей Левкиппа, но затмил своего предшественника по популярности. Для "экспертизы" был приглашён (издалека) крупнейший авторитет того времени по вопросам здоровья, "отец медицины", – Гиппократ. "Эксперт" сказал, что Демокрит отличается здоровым и ясным умом, чего никак нельзя сказать об его согражданах. Мудрость и терпимость древнегреческих обывателей, видимо, не намного превышали те же качества современных, "цивилизованных", людей.

Но всё-таки, видимо, древние люди не были так пропитаны материализмом, как наши современники. Задолго до Гиппократа, в IV-III тысячелетии до Р.Х., целительством душ занимались вавилонские жрецы-врачеватели. Болезни, считали они, имеют демоническое происхождение, и лечились, они, соответственно, религиозными методами (считалось, что каждая болезнь имеет своего специфического демона ( – злой дух, бес, дьявол)).

Также преимущественно религиозным и магическим было отношение к болезням у древнеегипетских целителей (достоверно известно об одном из них – жреце Имхотепе, жившем около 2850 г. до Р. Х.).

Основополагающей точкой зрения, характеризующей раннюю иудейскую медицину и отличающей её от медицины Вавилона и Египта, является вера в то, что лишь Единый Бог является источником и здоровья, и болезни. "Я – Владыка, который исцеляет тебя" (Исх. 15:26). Болезнь, согласно и Библии, и Талмуду, посылается как наказание за грехи. Почти все органы и части тела человека упоминаются в Библии, за исключением мозга. При этом самым важным органом, в котором сосредоточены эмоции и интеллект, считалось сердце. Во Второзаконии (6:5) сказано: "Бог покарает тебя безумием". Болезнь Саула, подробно описанная в первой книге Самуила, считалась вызванной злым духом. Также в Библии описано перевоплощение царя Навуходоносора (605-562 до Р.Х.) – он ощущал себя волком.

Первый источник информации о древней персидской философии – это "Зендавеста", одна из книг которой, "Венидад", содержит несколько глав, посвящённых медицине. "Венидад" сообщает о 99999 болезнях, причиной которых являются демонические силы. Само слово "Венидад" означает "закон против демонов". Предъявление самых высоких требований к человеку было характерным для Древней Персии: человеку надлежало быть целомудренным, смелым, скромным и щедрым. Чтобы помочь человеку в борьбе со злыми духами, появляется пророк Зороастр (Заратустра) – последователь учения "Зендавесты", согласно которому человеку предоставлялся выбор между путями добра и зла. Зороастру помогали жрецы, известные под именем Маг (волхв), которые имели значение "самых великих" (термин "магический" восходит именно к ним). В "Венидаде" самое большое доверие высказывается духовным способам целительства.

Древняя индийская медицина описана в священных ведических книгах; она охватывает так называемый ведический медицинский период (вплоть до VIII в. до Р.Х.) и была схожа с персидской и китайской тем, что исходила из представления о борьбе двух начал, сил разрушающих (Шива) и восстанавливающих (Вишну).

Философия Сиддхартхи Гаутамы Будды (568-488 г. до Р.Х.), принца царского рода племени шакьев, родилась из его глубочайшего потрясения при осознании им губительного процесса старения, болезни и смерти. Особое значение, которое буддизм придаёт процессу самопознания, явилось центральным фактором, оказавшим огромное влияние на развитие психиатрии. Будда разработал психологическую технику медитации для достижения нирваны – стадии расслабления с освобождением от земных привязанностей, желаний и страстей.

Но вернёмся в Грецию. Древние греки, по сути – язычники или материалисты – были весьма продуктивны в плане создания различных теорий.

В пропаганде материалистических идей первенство принадлежит Гиппократу (460-377 г. до Р.Х.). Он считал, что причина поведения человека – в пределах его тела. Довольно долго считали, что умственные способности человека – в его диафрагме. Эти представления закрепились в терминологии – слово "френ" ( ), входящее в состав многих современных психиатрических терминов, изначально значило "диафрагма". Аристотель (384-322 г. до Р.Х.) и Диокл предложили в качестве места локализации умственных функций сердце. Алкмеон (р. ок 500 г. до Р.Х.), учителем которого был Пифагор, открыл нервы и определил их начало – в мозгу. Основы эти использовал Гиппократ, говоривший: "Человек должен знать, что из мозга и только благодаря ему мы получаем наши удовольствия, развлечения, смех и шутки, равно как и наши страдания, боль, муки и слёзы. От него мы становимся безумными, бредим, нас охватывают тревога и страхи". Определяющую роль он отводил жидкостям тела человека – крови, слизи, желтой и черной желчи, от неправильного смешения которых возникает болезнь. Впервые появились термины "меланхолия" ( – "страдание чёрной желчью"), "мания" ( – "бешенство"), "паранойя" ( – "безумие"), "эпилепсия" ( – "припадок"). "Собрание" – книга Гиппократа – стала истоком психиатрических "знаний".

Заметный вклад в психологию внёс Аристотель (384-322 г. до Р.Х.). Центральным органом чувств он считал сердце, а разум (интеллект) он считал божественным по происхождению.

Римляне также внесли свой вклад в создание психиатрической идеологии. Герофил (ок. 335-280 г. до Р.Х.) из Александрии отводил центральную роль в душевных процессах мозгу. Эразистрат (ок. 310-250 г. до Р.Х.) предложил анатомический способ определения ума – по площади поверхности мозга, разнообразию и глубине извилин.

Через 300 лет появился Авл Корнелий Цельс (25 г. до Р.Х. – 50 г.) – первый римский писатель по вопросам психиатрии. Он использовал термин insania – точный перевод греческого "паранойя"; этим словом называл он все виды душевных расстройств. Он считал, что только грубые меры могут заставить больного отказаться от болезни. Он связывал своих пациентов, морил голодом, помещал в изолированную темную комнату, подмешивал "лекарства" в хлеб, назначал слабительные средства, стремясь страхом привести к здоровью. Эти методы Цельса имели для всего будущего практической психиатрии неисчислимые последствия. В течение целого ряда столетий, вплоть до нашего времени, легче было морить людей голодом и держать их в цепях, чем организовать дорогостоящий уход и сложное наблюдение.

На формирование римской мысли наиболее повлияли такие греческие философские направления, как эпикурейство и стоицизм, главным этическим принципом которых была ataraxia, что значит полная невозмутимость. Современные психотропные средства – транквилизаторы – используются, чтобы избавить человека от эмоционального стресса, и называются ataractis. Это свидетельствует, что в нашу "научную" эпоху психиатры с помощью химических препаратов достичь той же цели, которой древние пытались достичь с помощью философии. Соран (93-138 г.) проповедовал гуманное отношение к больным.

Обширные сведения в письменном виде оставили Аретей, излагавший взгляды Архигена (уроженца Сирии, жившего в Риме) и Гален (131-200 г.).

С III-го века наступает упадок греко-римской медицины. Растёт авторитет христианства.

После падения Александрии в середине VII-го века можно выделить так называемый мусульманский период 732-1096 г. Характерным для мусульманских стран было и до сих пор остаётся благодушно-терпимое отношение к душевнобольным и отсутствие каких-либо мер стеснения их, так привычных для европейской "цивилизации".

Кассиодор и Святой Бенедикт Нурсийский (480-545 г.) положили начало монастырской медицине, основой которой стало исцеление на основе христианской веры. С III-го века все больные подвергались так называемым экзорцизмам – молитвенным обрядам. Специальные монашеские ордена занимались медициной – бенедиктинцы, алексиане, иоанниты, госпитальеры.

Из всех средневековых авторов самые замечательные открытия в области психологии сделал Святой Августин. Он верил в божественное откровение как источник психологических знаний, но при этом отводил важную роль самонаблюдению, самосознанию. Его "Исповедь" является непревзойдённым примером самоанализа. Августин был пессимистически настроен по отношению к природе человека, но он видел путь к преодолению человеческих слабостей в абсолютной преданности Богу как единственному источнику целительного милосердия.

Фома Аквинский (1225-1274) соединил концепцию Аристотеля с догматическим христианским учением. Он считал, что тело может испытывать на себе влияние души, которая имеет независимое от тела существование.

Параллельно продолжал развитие органический подход, относивший эмоциональные нарушения к головному мозгу. Византийский врач Орибазий (325-403) сделал свод греческо-римских медицинских трудов. Этиус из Амиды (527-565) расшифровал 16 книг древних авторов и описал три типа "френий" – то есть заболеваний головного мозга, – охватывающих передние, средние и задние доли головного мозга, связанные с памятью, разумом и воображением. Александр из Траля (525-605) и Павел из Эгины (625-690) были последователями Этиуса и также относили эмоциональные нарушения к головному мозгу.

Возникновение исламской религии, проповеданной пророком Мухаммедом (род. в 570 г. в Мекке), привело к возникновению новой эры в истории человечества и в истории психиатрии. Самым знаменитым среди арабских врачей был Рази (865-925), прозванный персидским Галеном. Он возглавлял Багдадский госпиталь для душевнобольных – один из первых в мире – и был сторонником последователей Гиппократа. Авиценна (980-1037) был признан самым блестящим врачом среди арабов. Его книга "Канон врачебной науки" стала медицинской Библией в Азии, а позже и в Европе, где использовалась вплоть до XVI в., когда были начаты анатомические наблюдения. Авиценна, как и Рази, обращал внимание на зависимость физиологических реакций от эмоционального состояния. В XII в. Авензор (1113-1162) и его ученики Аверроэс (1126-1198) и Маймонид (1135-1204) привнесли свои философские идеи в арабскую медицину. Эти идеи имели решающее значение при создании мусульманских госпиталей. В начале VIII в. в Фесе, в Марокко, появился приют для душевнобольных; подобные заведения появились в 705 г. в Багдаде, в 800 г. в Каире и в Дамаске и Алеппо в 1270 г. Поскольку арабы считали, что душевное расстройство зависит от божественного воздействия, а не дьявольского искушения, в этих госпиталях была благодетельная и доброжелательная обстановка.

Европейские госпитали начали создаваться в первые века христианской эры под влиянием гуманистических идей. В 1305 г. в Упсале (Швеция) монашеское братство основало "Дом Святого духа", оказывавшего попечение душевнобольных. Первый на территории Европы госпиталь, специально ориентированный на помощь душевнобольным, был создан в 1409 г. Валенсии, в Испании. Некоторые исследователи приписывают первенство в этой сфере Германии. К 1540 г. в Испании было уже пять подобных заведений. Существующая монастырская медицина ограничивалась множеством церковных доктрин и, в частности, недопустимостью прикосновения к плоти. Поэтому в XII в. Клермонтский и Латеранский советы запретили монахам покидать монастыри с целью лечения больных, положив этим начало развитию светской медицины в университете Салерно.

Салерно был космополитическим городом; в нём обращало на себя внимание полное отсутствие мистической и священнической терапии. К IX в. светская медицина достигла значительного развития.

Константин Африканский (1020-1087), иудей, принявший христианство и ставший монахом-бендиктинцем , известен своим трудом "О меланхолии" – компиляцией римских и арабских источников. В течение XIII в. наблюдалось противостояние между врачами гиппократического направления и приверженцами схоластов, которые осуждали клиническое экспериментирование. Например, Пьетро Альбано пытался применить дедуктивный метод Аристотеля к медицине и был осуждён инквизицией на смерть. Арнольдо да Виланову (1240-1313) ждала та же кончина – его обвинили в том, что он пытался соединить гиппократические взгляды с культом демона. Существовало мнение, что эмоциональные нарушения возникают под влиянием самого яркого ночного божественного явления – Луны. Безумие и означало расстройство, связанное с Луной, поэтому в течение веков заведения, где "лечили" такие явления, назывались "lunatic asylum" (приют для лунатиков). В VII в. открылись университеты во Франции и Англии и психиатрическое заведение в Фельтре (Италия).

На протяжении XIII-XIV вв. тело человека лечилось в основном светскими врачами, в то время как душевные расстройства оставались церковным целителям. Пожары, эпидемии и болезни души доминиканские монахи Йохан Шпренгер и Генрих Кремер объявляли результатом действия ведьм.

Поиск козлов отпущения привёл к обвинению женщин в том, что они возбуждают страстные желания мужчин – а значит ими руководит дьявол. Женщины, мало контролирующие высказывания своих сексуальных фантазий и святотатственных чувств, рассматривались как явные примеры одержимости злым духом. И, хотя подобные взгляды существовали достаточно давно, в течение почти 500 лет, со времени Карла Великого, издавшего в 805 г. декрет с запрещением сжигать мнимых ведьм, почти ничего не было слышно ни о каких казнях. В XIV-XV в. охота на ведьм активизировалась вновь. Булла папы Иннокентия VIII повелевала разыскивать и судить людей, добровольно и сознательно отдавшихся во власть демонов. В 1487 г. доминиканские монахи опубликовали "Молот ведьмы" – описание всех способов опознавать, изобличать и сокрушать диссидентов, раскольников и душевнобольных, объединённых понятием "ведьма". В этой книге утверждалось, что "все колдовские силы возникают от полового вожделения, которое у женщин бесконечно", а также, что "всем порочным женщинам присущи три общих греха; имя им: неверность, жадность и похоть". "Молот" содержит множество описаний различных демонов мужского пола, совращающих женщин, а также демонов женского пола, воздействующих на мужчин. "Чистосердечное" признание "ведьм" получалось почти всегда, ибо ему часто предшествовали изощрённые пытки. Известный церковный деятель М. Лютер писал в 1530 году: "По моему мнению, все умалишенные повреждены в рассудке чёртом. Если же врачи приписывают такого рода болезни причинам естественным, то происходит это потому, что они не понимают, до какой степени могуч и силен чёрт". О ведьмах он говорил: "их необходимо без промедления казнить смертью; я сам стал бы охотно их жечь".

XIII век дал целую плеяду мыслителей, которых можно считать предвестниками гуманистов Реннесанса: Джованни Бонавентура (1221-1274) во Франции, Иоганн Экхарт (1260-1328) в Германии, Иоганн Скотт (1265-1308), Уильям Оккам (1285-1349) и Роджер Бэкон (1214-1294) в Англии. Все они обратились к изучению психологии и всех их объединял реалистически-конкретный взгляд на мир и человека. Вклад их в эту науку трудно переоценить, но следует заметить, что духовным источником их идей был Святой Августин с его признанием ценности самосознания.

XV век может считаться переходным от Средневековья к современному миру. В это время появилось убеждение, что природу можно изучить с помощью наблюдений и анализа, а не путём божественных откровений. Помпонацци (1462-1525) пытался определить связь между душой и телом. Он отвергал возможность рационального доказательства бессмертия души и был, главным образом, интерпретатором Аристотеля. Более оригинальными выглядят работы Юлия Цезаря Скалигера (1484-1558), открывшего роль нервных импульсов, или "иннервацию". Бернардино Тилезио (1508-1588) рассматривал душу как тончайшую материю и утверждал, что способность ощущения есть одно из основных свойств вещества. Томазо Кампанелла (1568-1639) говорил о пороге ощущений, а Хуан Луис Вивес (1492-1540) отказывался исследовать, что такое душа, ограничиваясь только её свойствами и проявлениями. Так впервые была поставлена основная проблема материалистической психологии – точное изображений явлений сознания как одного из свойств материи. Мишель Монтень (1533-1592) основывал свои выводы на великом разнообразии человеческих ощущений, характеров и типов поведения, а не на общих абстрактных принципах. Никколо Маккиавели (1469-1527) был сторонником Монтеня в неприятии абстрактной теории; его можно назвать первым социальным психологом.

Самые громкие протесты против охотников на ведьм принадлежат Парацельсу (1493-1541) и Йохану Вейеру (1515-1588). Парацельс – урождённый Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм – сам изменил своё имя (Парацельс значит "более великий, чем Цельс"). Он говорил: "Дьявол вселяется только в здорового и разумного человека, а в душевнобольном ему делать нечего". Хотя он был астрологом, он считал, что душевные болезни возникают вследствие внутренних нарушений в организме и могут излечиваться собственно медицинскими средствами. Он презирал и древних, и современных ему авторитетов, но с симпатией относился к своим пациентам. Йохан Вейер, автор книги "О дьявольских наваждениях, наговорах и чародействах", считал, что ведьмы – всего лишь душевнобольные люди и их следует лечить, а не подвергать допросам и казням. Его самого называли и еретиком, и сумасшедшим, хотя он был глубоко набожным человеком, при этом сжигание ведьм он называл богохульством.

В 1531 г. состоялась одна из первых официальных психиатрических экспертиз. Ей был подвергнут в Нюрнберге Конрад Глазер, учитель по профессии, сбросивший с лестницы дома своего ученика и его родственницу. Сначала его содержали в заключении, но в 1533 г. освободили и опять разрешили давать уроки.

В Западной Европе в XVI-XVII веках сложилась атмосфера "научных" психиатрических наблюдений. Томас Гоббс (1588-1679) может быть назван одним из основателей ассоциативной психологии, по сути – механистичной. Джон Локк (1632-1704) и его последователи – Джордж Беркли (1685-1753) и Дэвид Хьюм (1711-1776) - пришли к выводу, что абсолютное знание о мире невозможно, т.к. мы получаем знания с помощью чувств, которые сугубо субъективны. В психологическом теоретизировании большой след оставил Барух Спиноза (1632-1677), которого отлучили от церкви за поиски философской "правды" вне религии.

С падением средневекового уклада изменилось и общественное понимание действительности. Для абсолютистской формы правления, утилитаризма и раннего буржуазного капитализма безумцы и маргинальные группы стали источником помех и объектом полицейского преследования. Эта позиция нашла свое отражение в распорядительных документах и законодательных актах о госпитализации, действующих до настоящего времени. В XVII в. психически больные помещались наряду с преступниками и бунтарями, отвергаемыми обществом, в воспитательные дома, приюты для бедных, работные дома и приюты для душевнобольных, где содержались в нетерпимых условиях. В качестве примера мнения "нормального" человека можно привести высказывание Розалинды у Шекспира "Любовь - просто безумие, и я считаю, что вы заслуживаете быть помещённым в тёмный дом и получать удары плетью, как помешанный". Начался период "дурдомов".

Почти все формы "безумия" плохо переносятся современным урбанизированным обществом с его традициями общения, нравами и условиями труда. Это общество стремится сделать душевнобольных невидимыми для окружающих. Сумасшествие представлялось большинству образованных людей недостойным, предосудительным безрассудством, постыдным животным проявлением, опасным заразным заболеванием. Даже врачи старались держаться подальше от безумных больных и рассуждали о наличии жизненно чуждых систем болезней по образцу ботанической классификации Линнея.

В Европе того времени существовали следующие варианты существования "неудобных" душевнобольных: 1) за ними ухаживали родственники; 2) если родственников не было или они не хотели (не могли) организовать уход, его могли (иногда за определённую плату) организовать чужие люди – опекуны; 3) существовали также специальные коммуны для совместного проживания таких людей; 4) особенно надоевших граждан могли подвергнуть депортации, т.е. вывезти далеко за пределы города (государства); 5) обвиняемых в преступлениях ждала тюрьма. Были построены особые камеры внутри городских стен -"Tollenkisten", что означает "ящики для буйнопомешанных".

Пока всевозможные философы рассуждали о человеческой душе (хотя большинство "рационалистов", по большому счёту, не имело права рассуждать о понятии, которое они в исконном - религиозном – понимании не признавало), уже тысячи душ томились в ужасающих условиях психиатрических приютов. Жестокую изоляцию этих жертв бездуховности и невежества ярко описал Иоганн Кристиан Рейль (1759-1813) – сам психиатр: "Мы заключаем этих несчастных, как если бы они были последними преступниками, в самые отдалённые тюрьмы, расположенные далеко за пределами городов, селим их в сырых темницах, куда не проникает сочувственный взгляд гуманиста; мы бросаем их в цепях на загнивание в собственных испражнениях. Их кандалы сдирают мясо с костей, их бледные, измождённые лица с надеждой взирают на собственные могилы, где кончится их страдание, похоронив и наш стыд". Возбуждённых пациентов запирали нагими в тесные чуланы и кормили их через отверстия из медной посуды, прикованной цепями. Их часто избивали, делая это без каких-либо оснований. Смирительные рубашки и цепи, прикованные к стене, были самым распространённым средством сдерживания, поскольку существовала теория, что чем больнее пациенту, тем лучше результат. Санитарами служили в основном садисты с низким интеллектом, неспособные найти какую-либо другую работу. "Рёв возбуждённых больных и звон цепей слышны здесь и днём, и ночью, - пишет Рейль, – отнимая у вновь прибывших последние остатки разума". Уверенность в неизлечимости психического расстройства как бы снимала моральную ответственность за последствия "лечения".

А психиатры, которые, по правде говоря, никогда и не были врачами, тем временем занимались своим любимым делом – классификацией. Но систематизация не объясняет явлений, которые она классифицирует. Когда классификация становится самоцелью, имеется тенденция отбросить факты, не подтверждающие систему. Методы лечения по-прежнему не были затронуты классификаторами, по-прежнему оставаясь набором примитивных психологических и физиологических рассуждений.

Ярким представителем такого "врача" был Германн Бурхааве (1668-1738). Для него психотерапия состояла в кровопускании и очистительных клизмах, погружении пациента в ледяную воду и в других подобных шоковых методах. Он ввёл в медицину первый из шоковых инструментов – вращающееся кресло, в котором пациент терял сознание.

Джованни Баттисте Морганьи, выпускник отделения анатомии университета в Падуе, посвятил свою жизнь изучению болезней с позиции паталогоанатома. Более всего его интересовал мозг. Он надеялся найти органические отличия мозга душевнобольных. Но, как известно, они до сих пор не найдены.

Основной заслугой Филиппа Пинеля (1745-1826) можно считать попытку изменения общественного отношения к душевнобольным. Он сделал всё, чтобы к этим пациентам относились как к больным людям, заслуживающим врачебной помощи.

С началом буржуазной и промышленной революций XVIII – начала XIX в. психически больные были признаны объектом социальной и медицинской ответственности. Душевное страдание всё больше связывалось с социальными факторами. Одним из главных источников средств для содержания больных являлась частная благотворительность: посетителей пускали для ознакомления с внутренним устройством сумасшедшего дома и его обитателями за небольшую плату в качестве дешёвого развлечения. Цепи, фиксирующие ящики, вращающиеся установки и другие замаскированные под лечебные приспособления орудия принуждения постепенно вышли из употребления и уступили место другим, более мягким формам психического и морального принуждения – вначале в Англии, позднее во Франции и, наконец, в Германии. В нравственном подходе (moral management) Фр. Виллиса (1717-1807) и квакера В. Тьюка (1732-1822), который открыл в Йорке первую практически открытую лечебницу для душевнобольных с возможностью выхода из неё, нашла развитие система лечения "самовоспитанием и самонаблюдением" с помощью наказаний и поощрений, которую можно рассматривать как предшественницу "поведенческой терапии" и "социотерапии" наших дней. Здесь впервые был введен в практику труд как объединяющий больных лечебный принцип. Этот принцип был возрожден в начале нынешнего века Г.Симоном (1867-1947) и получил дальнейшее развитие. На развитие принципа терапии трудом значительное влияние оказал английский психиатр М. Бэттл (1704-1776), когда в 1751 году он стал главным врачом госпиталя Св. Луки в Лондоне, передовой клиники своего времени.

Возникшая тогда же естественнонаучная модель психического заболевания получила свое дальнейшее развитие во времена Реставрации усилиями Э.Д. Эскироля (1772-1840), ученика Пинеля. Он писал: "Я посетил эти приюты злосчастья; несчастные, в интересах которых я возвышаю свой голос, подвергаются обращению худшему, чем преступники, и живут в обстановке, достойной зверя. Я видел их покрытых лохмотьями, на соломе, которая служит для них единственной защитой от сырости каменного пола. Я видел их отданными на произвол настоящих тюремщиков, в узких кельях, зловонии, прикованных к стенам подвалов, где постеснялись бы держать тех хищных животных, на содержание которых в столице государство не жалеет затрат. Вот что я видел и во Франции, и вот так содержатся больные почти повсеместно в Европе". Характерным примером такого отношения был лондонский госпиталь Бедлам (от "Bethelehem" – Вифлеемский монастырь). В "лечении" психических больных не последнее место занимали средства, причиняющие боль: втирание вызывающих жжение мазей, применение нарывных пластырей, прижигание каленым железом, а так же терапия рвотными средствами. Вот выписка из одного руководства: "Больного сажают на смирительный стул, привязывают, делают кровопускание, ставят 10-12 пиявок на голову, обкладывают тело ледяными полотенцами, льют на голову 50 ведер холодной воды, дают хороший приём слабительной соли". Видный психиатр XIX века Хайнрот говорил, что кровопускание в случаях надобности надо продолжить до обморока, не следует жалеть пиявок, распределяя их вокруг бритой головы на манер венчика, полезно так же в кожные надрезы всыпать порошок из шпанских мушек или втирать сурьмовую медь. Если все это не помогает, необходимо пускать в ход вращательную машину.

Даже простое перечисление всех философов, врачей и псевдо-врачей, общественных деятелей и других мыслителей, приложивших руку к созданию невообразимого многообразия психологических и психиатрических концепций XIX-XX веков, займёт не одну страницу. Упомянём о, пожалуй, наиболее влиятельном из таких мыслителей – Зигмунде Фрейде. Его психоаналитический метод, основанный на изучении так называемых "подсознания" и "бессознательного" – скрытых, в основном сексуальных, мотивов поведения человека – взят за основу многими психологами и психиатрами, а также с интересом изучается простыми обывателями. О нём так много написано, что вряд ли целесообразно пытаться подробно излагать эти идеи в данной работе. Множество последователей этих взглядов – неофрейдисты и близкие направления – до сих пор создают различные модернизации психологических теорий.

2. "Русская" психиатрия (до XX века)

Первые упоминания о душевных расстройствах в русской истории можно найти в литературных источниках IX века, во времена Киевской Руси. Для помощи больным и немощным людям существовал специальный налог – десятина (10 процентов) от национального дохода. Эти деньги отдавались монастырям, где людям с психическими отклонениями оказывали помощь.

В допетровской Руси душевная болезнь считалась результатом божественного наказания (больные назывались божегневными), а также как последствие колдовства, сглаза, наговора.

В монастырях на таких людей смотрели скорее как на невинных жертв каких-то тёмных сил, чем на активных сеятелей зла. "Бесный страждет неволею и обрящет себе вечныя жизни, а пьяный волею своею стражда и добудет себе вечныя муки: пришед бо иерей к бесному, сотворе молитву и принижет беса; а над пьяным, аще бо и вся земля сошлися попове, ни тако быша моги прогнати злого пьянства самовольного беса" – говорится в церковных источниках. ("Бесноватый страдает поневоле и достигнет вечной жизни, а пьяница страдает по своей воле и обретёт вечные муки; ибо иерей придет к беснующемуся, сотворит молитву и изгонит беса, а если бы над пьяным сошлись попы всей земли, то не прогнали бы самовольного беса пьянства")

"Бесные" упоминаются в житии преподобного Феодосия, одного из основателей Киево-Печерской лавры. Упоминается и Григорий Чудотворец, изгонявший бесов. В общем, душевнобольных делили на "странных" и "бесных". Кроме "бесных", отличали лжеюродивых. И были также юродивые ради Христа – традиция, характерная для православия.

О юродстве ради Христа

Слово "юродство" значит безумие. Некоторые праведники, будучи по природе вполне нормальными и даже очень умными, ради большего подвига притворялись безумными. Сегодня может показаться странным, что всесильные цари и князья, во власти которых находились жизни тысяч людей, боялись плохо одетых, заросших безумцев, похожих на тех, кого ныне принято называть бомжами. Но если учесть, что правители в ту пору были очень набожны, то все становится ясным: считалось, что юродивые получают откровения от Бога.

Выражение "юродивый Христа ради" впервые применил к себе апостол Павел, говоря: "Мы безумны Христа ради". В послании к Коринфянам он объясняет, что сама проповедь о распятом Богочеловеке является безумием для людей мира сего: "Слово о кресте для погибающих есть юродство, а для нас спасаемых – сила Божия... Когда мир своей мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих" (1 Кор. 1:21 и 4:10). Христиане, в силу своей веры в распятого Богочеловека, в глазах неверующих являются "юродивыми".

Как мы знаем из Священной истории, иногда Господь, казалось бы, странными поступками и словами Своих избранников обличал лукавство сильных мира сего. Служа Богу, по временам "юродствовали" даже такие великие пророки, как Исаия, Иеремия и Иезекииль. За их как будто бессмысленными фразами и странными действиями скрывались высшая мудрость и события будущего. (Смотри, например: Исаия 8:3; Иеремия 13:1-9, 18:1-4, 19:1-4, 20:2-10, 27:2, 38:6; Иезекииль 4:1-15, 5:1-4, 12:2-7, 24:3-5).

Отвергая здравый смысл и ежедневно терпя поношения, юродивые Христа ради этим подсекали гордость в самом её корне. Среди них особенно известны святые: Андрей, Прокопий Устюжский, Василий Блаженный, Параскева Дивеевская.

Любовь к юродивым была особенностью Москвы. Василий Блаженный – пожалуй, самый известный и почитаемый в России юродивый. Он жил во время Ивана Грозного, который мог убить хоть своего сына, но тронуть юродивого – ни в коем случае. Самодержец считал себя самым грешным человеком на земле и верил, что его царство держится только на святости юродивых, а потому относился к ним уважительно и проводил с ними много времени.

Естественно, имена многих таких подвижников нам неизвестны; естественно, что многие из них несли свой крест в "дурдомах"; естественно, что многие из них находятся там и сейчас. Надо сказать, что традиция юродства ради Христа жива в православных монастырях и в наши дни.


К концу XI века лечение и призрение в монастырях достигли в Киеве высокой организации. Если принять во внимание, что первое психиатрическое учреждение в Германии, в монастыре "Ордена Святого Алексия" в Кёльне, открылось лишь в конце XIII в., а первый долгауз – в 1369 г. (Эслинг), что лондонский Бедлам возник лишь в 1247 г., а душевнобольных туда стали принимать лишь с 1400 г., то окажется, что лечебно-призренческая организация в Киеве была гораздо прогрессивней, чем в Европе.

В Судебный закон Владимира был внесён ряд статей о душевнобольных.

Необходимо отметить ту терпимость, с которой славяне относились в то время к волхвам, чародеям, бесоодержимым. В Судебнике Владимира им положена была казнь через сожжение, но уже в Церковном уставе Ярослава за "чародейство, волхвование, или зелейничество" опредялся лишь штраф, а в поучении высших дух лиц митрополита Иоанна (IX в.) рекомендовались меры убеждения. О сожжении колдунов имеется очень мало данных.

Основной причиной мягкости и терпимости служили, наверное, особенности культуры славян. Исследователь Антонович говорит: "Народный взгляд на чародейство был не демонологическим, а скорее пантеистическим. Демонология мало была развита в России".

В. И. Даль говорит: "Киевские монахи также видели бесов, но это лишь бесы-соблазнители, которые борются с благочестивыми людьми, чинят им неприятности, как домовой чинит хозяину, но не 'вселяются'". Например, Феодосию Печерскому бес являлся в образе чёрной собаки, которая мешала ему класть земные поклоны. Сила беса была злая, но всё же непосредственно дьявол душой людской не завладевал.

Ко второй половине XII века Киев стал помехой для других княжеств. 8 марта 1169 г. суздальский князь Андрей Боголюбский сжёг Киев. Татарское нашествие, разорение в 1240 г. Батыем Киева и других городов уничтожили влияние Киева.

Века XV и XVI явились временем расцвета церковных братств а вместе с ними и наибольшего расцвета богаделен-шпиталей. В то время каждая община имела свой шпиталь. После введения крепостного права братства окончательно разрушились, а с ними постепенно уничтожились и последние убежища для спокойных душевнобольных. Институт шпиталей оказался настолько жизненным, что они просуществовали кое-где до XVIII века. П. Знаменский ("Приходское духовенство на Руси". Православное обозрение, сентябрь 1866) полагал, что богаделен на Руси было не меньше, чем приходов.

В 1551 г. при Иване IV на церковном Стоглавом соборе при составлении нового судебника выработали статью о необходимости попечения тех, "кои одержимы бесом и лишены разума".

Федор Алексеевич в 1677 г. принял специальный закон, по которому глухие, слепые, немые, пьяные и "глупые" не имели юридических прав.

При Алексее Михайловиче пылали костры с колдунами или их сажали в тюрьмы.

16 января 1721 г. Петр I, учредив магистраты, предлагал им устроить "смирительные дома и госпитали". "Оным смирительным домам надлежит быть ради таких людей, которые суть непотребного жития... имения расточают, домы разоряют и прочие непотребства чинят, также и рабы непотребные ... ленивые... нищие и гуляки, которые не хотят трудиться. Таковых надлежит сажать в смирительные дома, кто на какое время... И посылать на работу, чем бы они могли на пропитание себе заработать, чтобы никогда праздными не были; а прядильные дома для непотребного и неисправимого женского пола. А госпиталям быть ради призрения сирых, убогих, больных и увечных и для самых престарелых обоего пола".

Вторым его законом был указ от 5 сентября 1722 года "...сумасбродных и под видом изумления бывающих, каковые напред сего аки бы для исцеления посылались в монастыри, таковых отныне в монастыри не посылать".

Третий указ гласил: "Понеже ...движимые и недвижимые имения дают в наследие детям...дуракам, что ни в какую службу не годятся и ... оное получив, беспутно расточают, а подданных бьют и мучат, ... повелеваем, ежели у кого в фамилии... таковые есть, о том подавать известия в Сенат, а в Сенате их свидетельствовать, и буде таковыми являются,... отнюдь жениться и замуж итти не допускать и деревень за ним не справлять, а велеть ведать такими деревнями по приказной записке, а их, негодных, с тех деревень кормить".

Правда, сначала эти указы не имели реального значения. В 1727 г. душевнобольных снова было предписано направлять в монастыри. Новгородский митрополит Иов в 1706 г. построил под Новгородом в Колмовском монастыре дом для подкидышей и инвалидную больницу, где были и душевнобольные.

Во время Анны Ивановны преобразования затормозились. При Петре III и Екатерине II для целей попечения продолжали использоваться монастыри.

6 мая 1779 г. петербургский полицмейстер объявил о создании первого русского специального долгауза для "пользования сумасшедших".

К 1802 г. было открыто 18 домов умалишённых.

К 1852 г. было свыше 50 "дурдомов", в которых имелось 1076 штатных мест; в течение года "лечилось" 2554 человек; умерло из них 407.

Вот вещевой штат дома умалишённых в Полтаве (1803 г.) "1)машина капельная, в летаргах и параличах и также в сумасшествиях употребляемая; 2) ремней сыромятных для притягивания злых сумасшедших с кольцами и замками – всего 16 штук; 3) цепей железных для приковки сумасшедших – 11 штук".

Несмотря на то, что в Европе (в 1792 году, во Франции) отношение к душевнобольным стало гуманнее (они получили статус больных, для них были отменены пытки, кандалы, смирительные рубашки и наручники), Россия продолжала свой собственный путь лечения душевнобольных. Одним из показательных примеров этого был случай с Иваном Яковлевичем Корейшей, который был помещен в сумасшедший дом за свои странные выходки в 1817 году и умер там в 1861 году. Этот год был славен освобождением крестьян, и общественное мнение приписало это усилиям Корейши. Несмотря на его пребывание в сумасшедшем доме, люди приходили к нему вплоть до его последних дней, считая его пророком.

В 1850 году Царь издал указ, чтобы психиатрии обучались по всей России. Иностранные психиатры начали читать лекции в российских университетах. Большинство из них были выходцами из Польши. В России людей с психическими расстройствами стали считать больными только в 1859 году и начали строить для них больницы. В университете появился новый предмет - психология. Начиная с 1861 года, массы крестьян мигрировали из деревень в города, и число душевнобольных возросло. Психиатр Баженов внёс большие изменения в практику психиатрии, устроив больницы со свободным выходом для больных в 1875 году, что, однако, было отрицательно воспринято широкой публикой и объявлено опасной практикой. В 1875 году, по приказу Московского градоначальника Алексеева была построена психбольница, ныне известная как больница им. Кащенко на Канатчиковой даче.

3. Современная ситуация: XX-XXI века

Новые методы насилия. Идеология фашизма

Огромным желанием психиатров всегда было и является считать психиатрию наукой, разделом медицины. Первоначально контролируя нежелательных безумцев в пределах специальных убежищ, психиатрия в конечном счёте приняла принцип, что безумие является физической болезнью. В то время как это остаётся недоказанным и по сей день, психиатрические методы "лечения" с тех пор включают в себя различные силовые способы, чтобы сокрушить индивидуумов мысленно и физически, независимо от того, является ли человек нормальным или душевнобольным.

К началу XX века психиатры не сумели понять, не говоря уже о лечении, даже причины безумия. История психиатрии до настоящего времени насыщена бесчеловечными экспериментальными манипуляциями, которыми никогда не стал бы заниматься никакой уважающий себя профессионал в области медицины. Фактически, как отмечал Эдвард Шортер в "Истории психиатрии", они продолжали иметь "довольно плохую репутацию среди коллег по медицине как врачи второго сорта".

Наследство Зигмунда Фрейда, психотерапия, обеспечило соревнование за разработку физической модели болезни. Психоанализ изначально утверждал, что причина душевного расстройства заключается в "подавлении сексуального инстинкта в детстве", который "блокировал прогрессивное, взрослое переживание жизни". Согласно профессору психологии Франку Суллоуейу, автору монографии "Фрейд: биолог рассудка", последний был неправ почти во всех аспектах своего учения.

Тем временем психиатры продолжали заниматься физиологическим экспериментированием.

В течение Первой мировой войны и после неё людей с душевными проблемам стало больше. В 1930-х годах в практику вошли новые методы психиатрического "лечения", например, искусственный вызов комы с помощью инъекций инсулина, электрошок и лоботомия, которые были не намного эффективнее для лечения психических заболеваний, чем пытки. Психиатры подавляли пациента, разрушая его личность, и делали его более управляемым.

Очевидным фактом является то, что психиатрия пропагандирует идеологию, которая вдохновила Гитлера, превратила нацистов в массовых убийц и осуществила Холокост. Немецкие психиатры нарушали базовые моральные принципы врача и Клятву Гиппократа, обосновывая "научное" оправдание эвтаназии до второй мировой войны. В 1920 году профессор психиатрии Альфред Кох и юрист Карл Биндин опубликовали монографию "Уничтожить жизнь, недостойную жизни", приравняв убийство к "медицинской терапии". Они открыто защищали уничтожение душевнобольных, заявляя: "Для идиотов… продолжение жизни для общества бессмысленно, так же как и для них самих жизнь не представляет никакой ценности". В апреле 1940 года психиатры внедрили программу эвтаназии, известную под названием "Т4". С 1939 по 1944 год от рук психиатров погибло 300 тысяч "умственно дефектных" людей. В 1941 г. опытные психиатры были направлены в концентрационные лагеря, чтобы внедрить программу "Т4" как модель массовой ликвидации евреев, поляков, цыган и других. Об бесчеловечных экспериментах по уничтожению людей в концлагерях фашистскими "медиками" свидетельствует, в частности, Борис Полевой, бывший корреспондентом на Нюрнбергском процессе, в своём романе "В конце концов". Исторические факты взаимодействия психиатров с нацистами довольно подробно изложены в книге Брюса Вайсмана "Психиатрия предательство, не знающее границ". Лишь четыре психиатра, виновных в осуществлении этой программы, были осуждены; другие избежали правосудия и вернулись к практике после войны.

В начале 1900-х годов психиатр Эдвин Кацен-Еллабоген составил проект закона, разрешающего стерилизацию эпилептиков, преступников и неизлечимых психически больных в Нью-Джерси. Двадцать два американских штата приняли подобные законы. Швеция последовала этому примеру в 1920-х годах, и к 1976 году были признаны "генетически дефективными" и насильственно стерилизованы 60 тысяч человек, включая девочек-подростков.

СССР и "демократическая" Россия. Инструмент тоталитарного контроля

Со дня объявления диктатуры пролетариата, люди, чьи убеждения и взгляды отличались от господствующей идеологии, подвергались различным политическим репрессиям: лишению свободы, депортации за рубеж, лишению гражданства, переселению в отдаленные районы страны, изгнанию, ограничению в правах, объявлению социально опасными для государства. И, наконец, начал применяться наиболее отвратительный метод репрессий: объявление человека недееспособным и помещение его в психиатрическую клинику для принудительного лечения. Советская карательная система начала использовать психиатрию как инструмент подавления всех противников официальной идеологии Ленина и Сталина. Для этих целей в 1939 году была открыта специальная тюремная больница в Казани, охраняемая сотрудниками НКВД.

Начиная с этого времени и по 60-е годы включительно, создаётся все больше и больше психиатрических больниц для русской интеллигенции и слишком инициативных людей. По официальным данным, в 1970 году в специальной психбольнице города Казани содержалось 752 пациента, в Ленинградской больнице – 853. В целом в системе спецбольниц МВД содержалось 3350 таких заключённых. Поскольку эти данные взяты из официальных источников, установить, сколько человек было на самом деле, сейчас невозможно. Любой арестованный по незначительному подозрению безвозвратно исчезал во чреве судебно-психиатрического механизма. С распадом Советского Союза в 1993 году, когда КГБ расформировали, его психиатрическо-карательный инструмент остался целым и невредимым. На сегодняшний день судебные психиатры не подвластны никому. Их пациенты по-прежнему могут подвергаться лечению сильнодействующими медикаментами, насилию и жестокости, а законной возможности проконтролировать действия психиатров с пациентами не существует. Пациент не имеет ни самоопределения, ни прав, ни будущего. Это нарушает все права человека, известные человечеству. В 60-х годах число политзаключенных, объявленных недееспособными, невменяемыми (по оценке экспертов) и попавших в психиатрическую систему "юстиции", составляло около 50% от общего числа "политических". В 70-х это число достигло 350, согласно данным Федора Кондратьева, судебного психиатра из института им. В.П. Сербского. К 1972 году процент заключенных, объявленных недееспособными, вырос до 80%. Это значит, что 80% всех подсудимых так и не добились справедливого суда. Их осудил "эксперт"-психиатр и приговорил к жизни в аду без права на правосудие.

В книге Анатолия Прокопенко "Безумная психиатрия", опубликованной в 1997 году, представлены многочисленные документы, обнаруженные автором, историком-архивистом, свидетельствующие об использовании психиатрии в карательных целях. Пожалуй, самым известным советским диссидентом, отбывавшим срок в психиатрической тюрьме, является Владимир Буковский, рассказавший об этом в своих книгах "И возвращается ветер..." и "Московский процесс". Обвинённый в антисоветской деятельности, в частности, за то, что он предал гласности материалы об использовании психиатрии в СССР в политических целях, в своём последнем слове на суде он сказал: "…Для чего же потребовались все эти провокации и грубые процессуальные нарушения, этот поток клеветы и ложных бездоказательных обвинений? Только для того, чтобы наказать одного человека? Нет, тут "принцип", своего рода "философия". За предъявленным обвинением стоит другое – непредъявленное. Осуждая меня, власти преследуют цель скрыть собственные преступления - психиатрические расправы над инакомыслящими…".

Конечно, не всем жертвам насилия над душой удалось заявить о себе так громко, как Буковскому. Тысячи людей остались похороненными после многомесячных (многолетних) пыток. И ещё хорошо, если похороны были выполнены по христианской (или иной) традиции родственниками погибших. Ибо большое количество безвестных жертв этой системы сгинули в печах крематориев, похоронены в полиэтиленовых пакетах без могил на закрытых территориях или отданы на растерзание "в научных целях" паталогоанатомам.

Спецслужбы и психиатры - коллеги. Психотронное оружие

Спецслужбы и психиатры всегда осуществляли "взаимовыгодное сотрудничество". По сути, они делают общее дело – подавление личности. И, хотя подобное "сотрудничество" тщательно скрывается, факты, его подтверждающие, иногда всплывают в СМИ, а для тех, кто сам оказался в спец-"больницах", даже и не требуется таких подтверждений. И ЦРУ, и ФСБ, и МВД давно прибегают к "услугам" психиатров, когда какой-либо человек оказывается неудобным.

В "Литературной газете" (22.03.1989) опубликована история Адамова – человека, которого по сфабрикованному обвинению осудили на 15 лет тюрьмы, а ключевую роль в формированию подложных документов сыграла "экспертная комиссия", пытавшаяся путём введения специальных "растормаживающих" препаратов получить от него признание, а когда это не удалось, просто солгала в своём заключении, приписав ему желаемые слова.

Да и сами психиатры не скрывают своего "сотрудничества" с ФСБ. В Санкт-Петербурге во время попытки вручить повестки в суд гражданам, обратившимся с исками о защите достоинства и деловой репутации к главному психиатру города, один из сотрудников орг-методкабинета по психиатрии угрожал пришедшим вызовом в "органы".

Силовым структурам никогда не давала покоя идея о возможности контроля над мышлением человека, и этот интерес проявился в чрезвычайном интересе их к физическим дистанционным методам давления на человека с помощью так называемого психотронного оружия. Это понятие включает в себя очень разнообразные средства, основанные на электромагнитных и иных излучениях и информационных технологиях; часто сюда относят средства, действующие не только на мышление, но и в целом на тело человека или отдельные его органы. Естественно, официальным представителям этих структур хотелось бы представить это как плод воображения душевнобольных людей. На практике, именно душевнобольные (а лучше – недееспособные) люди – идеальный материал для экспериментов в этой сфере. И психиатры с готовностью поставляют человеческий "материал" для этого, и сами активно участвуют в подобных исследованиях. Американский вариант программы "промывания мозгов" в интересах ЦРУ известен под названием "МК-ультра". Публикации в прессе об этой программе появились в 1950 г. в газете "Miami news".

Случай Марти Коски, проживавшего в Канаде и подвергшегося экспериментам в конце 1970-х годов, описан в "Литературной газете" от 17.10.1984. В еженедельнике "National inquirer" 9 августа 1983 г. описана история американки Дороти Бердик. "Голоса" в голове, которые люди слышат при подобных экспериментах – очень удобная вещь для психиатров, помогающих бессовестным "исследователям". Во всех психиатрических руководствах чётко прописано, что "голоса" – признак шизофрении. Признав человека сумасшедшим (если это не было сделано ранее), экспериментаторы получают больше возможностей, ибо признанные психически больными теряют все права.

В Москве с 1924 года существовала лаборатория нейроэнергетики, занимавшаяся разработкой методики управления человеческим сознанием, руководителем которой был А.С.Барченко. Результатами исследований пользовалось ОГПУ, финансировавшее лабораторию. Через 12 лет самые активные исследователи были расстреляны. Это было лишь начало…

В современной практике чаще всего используется следующий подход. Мощность биоэнергетического генератора через систему фильтров вводится непосредственно в бытовые сети жилого помещения – осветительная, телефонная, телевизионная, радио- сеть. Как результат – быстро ухудшается самочувствие "подопытных кроликов" – жильцов дома. Психиатрические бригады с готовностью принимают таких пациентов, от которых в "комфортабельных" условиях "больницы" нетрудно получить необходимую информацию.

Не всегда это делается в политических целях; чаще таким образом выживают из квартир одиноких граждан – жилищный вопрос волнует и чекистов, и "врачей".

Один из разработчиков психотронного и плазменного оружия Юрий Юрьевич Леонов в обширном интервью газете "Завтра" от 26.10.1999 сказал: "…Это оружие уже несколько лет – самая настоящая боевая реальность. Эксперименты проводились и в КГБ на ничего не подозревающих людях. КГБ использовал совершенно одиноких людей, в основном пожилых, это в каком-то смысле можно было назвать гуманным. Сегодня происходит определенный беспредел. ФСБ настолько загорелась разработкой такого заманчивого для нее вооружения, что эксперименты проводятся практически на всех людях".

Число жертв психотеррора на территории бывшего СССР настолько велико, что для содействия им созданы специальные организации, в частности, в Москве и в Киеве.

Исповедь психиатра

И всё-таки, находятся психиатры, осознавшие бесчеловечность идеологии системы, в которой они работают (работали). Некоторые из них просто уходят из "системы", переквалифицируются, некоторые – становятся активными борцами против породившей их "философии".

Вот что говорит о своей специальности Сергей Запускалов, Заместитель Председателя Правления Гражданской Комиссии по Правам Человека (ГКПЧ), созданной в 1969 г. для разоблачения преступлений в психиатрии:

"То, что происходит в психиатрии, я знаю не понаслышке, а изнутри и очень хорошо. А происходит там очень и очень много такого, что, если бы это происходило в любом другом месте, считалось бы уголовным преступлением. Беда в том, что область психиатрии, в нашем обществе, является совершенно особой. Ни один депутат Государственной Думы не обладает такой непробиваемой неприкосновенностью, ни один судья не обладает такой полной абсолютной властью как психиатр. И это происходит только лишь по той причине, что считается, что психиатру дано право решать, является человек в здравом рассудке, или нет. Вы можете быть абсолютно уверены в том, что Вы что-то знаете, и сотни, тысячи других людей могут быть согласны с Вами, но психиатр скажет, что это психическая болезнь, и Вы, и тысячи других людей, уверенных в своей правоте, будут считаться невменяемыми, а, следовательно, они должны быть помещены в психиатрическую больницу, с ними можно будет делать все, что придет в голову психиатру, несмотря ни на какие Ваши протесты. Нигде, ни в одной самой беспредельной тюрьме не существует такого наглого, беспардонного принуждения, как в психиатрической больнице. Даже раб имел больше прав, чем психически больной.

Именно поэтому с психиатрией надо кончать и чем быстрее это произойдет, тем лучше от этого будет для всех, в том числе и для самих психиатров.

Почему? Откуда такая уверенность в преступности психиатрии?

Наверно у многих есть знакомые, которые работают психиатрами. И я знаю, что это могут быть хорошие, милые люди, к которым частенько обращаются за помощью.

Я не говорю о том, что в психиатрию идут работать одни негодяи. Чаще всего в неё приходят очень хорошие, порядочные люди. Вопрос в том, почему эти люди начинают совершать преступления. А совершают преступления все психиатры.

Без исключения.

Если бы можно было собрать в одно место всю литературу, посвященную поиску материальных причин психических заболеваний, думаю, что ими можно было бы заполнить очень и очень приличное помещение от пола и до потолка. Где только не велись эти поиски. Изучались типы строения человеческого тела, особенности ушных раковин, формы черепа, состав крови человека и отдельных ее клеток, наследственность и даже рисунок линий на коже ладоней, тот, что используется в криминалистике. С изобретением все более мощных инструментов исследования, таких как электронный микроскоп, современные компьютеры, ученые-психиатры стали пытаться найти причину психического заболевания в самых мельчайших структурах самых различных клеток. Или пытаться с помощью невероятно сложных математических сопоставлений найти причину психических нарушений у человека в сочетании самых несопоставимых особенностей его жизни, например характера отношений с начальством, женой, строением ушных раковин, характером поведения клеток крови и состоянием психического здоровья его ближайших и самых отдаленных родственников.

До сих пор, когда двадцатое столетие уже заканчивается, материальные причины психических заболеваний все еще не найдены. Психиатров это, однако, никогда не смущало. И в конце XIX века немецкий психиатр Эмиль Крепелин решил, что раз невозможно различать психические заболевания по причине их возникновения, то можно их различать по тому, как они чисто внешне себя проявляют. И он на основании схожести внешних проявлений психических расстройств у больных выделил 5 групп психических заболеваний. Т.е. к концу XIX столетия было только пять психиатрических диагнозов. Сегодня их насчитывается около четырехсот, но больным от этого лучше не становится.

Поскольку причины заболеваний оставались неизвестными, то методы лечения психически больных очень сильно напоминали с одной стороны процедуры изгнания бесов, а с другой – попытки исправить телевизор с помощью покручивания, похлопывания с использованием так называемого "метода тыка", когда тыкают отверткой или чем-нибудь еще в разные места с надеждой, что что-то да поможет. Естественно, ничто не помогает. Более того, психике человека, его здоровью наносится непоправимый вред, последствия которого тем более тяжелы и разрушительны, чем более интенсивным было это "лечение". И сейчас, на пороге третьего тысячелетия, последствия такого "лечения " гораздо более фатальны, чем сто лет назад. Потому что такие изощренные методы "терапии" как электросудорожная терапия, психохирургия, психофармакотерапия были изобретены в двадцатом столетии. Каждый более или менее опытный психиатр, если дело касается близкого человека, друга или родственника, сделает все для того, чтобы этот человек как можно позже с момента начала своего заболевания попал в психиатрическую больницу, а лучше всего, если он туда совсем не попадет. Что же это за методы?

Влажные обёртывания – это метод, который используется до настоящего времени, при котором человека заворачивают, как куклу, в простыни и намачивают их холодной водой. При этом человек испытывает сильное переохлаждение и панический страх, поскольку в этом состоянии он совершенно беззащитен.

Психохирургия, то есть хирургическое разрушение мозга. Один из наиболее распространенных и часто применяемых вариантов психорирургии сводится к тому, что стальной спицей протыкают сбоку от глаза рядом с носом глазницу (это очень тонкая косточка), спица проходит в лобные части головного мозга и потом ее поворачивают кругом, просто разрушая мозг человека. После такой операции человек полностью теряет человеческий облик навсегда. Он становится, уже ни на что не способен.

Электросудорожная терапия, или ЭСТ. При этом методе лечения, на голову человека накладываются электроды, и пропускается разряд электрического тока напряжением от 90 до двухсот вольт. Вследствие этого у человека развивается самый настоящий эпилептический припадок со всеми вытекающими отсюда последствиями и осложнениями. Мало того, что ЭСТ сопровождается нередко смертельным исходом, самими психиатрами в результате анализа большого количества случаев применения ЭСТ статистически доказано, что в результате ее применения у людей происходит разрушение головного мозга с образованием в ткани мозга пустот, заполненных жидкостью. Вследствие этого человек теряет память, происходит расстройство работы желез внутренней секреции с развитием эндокринных заболеваний и в конечном итоге также происходит полное разрушение личности пациента.

Ещё один современный метод лечения психически больных – это инсулино-коматозная терапия. Суть метода состоит в том, что человеку вводится чрезвычайно большая доза гормона поджелудочной железы инсулина и у него наступает кома, состояние, от которого нередко умирают больные сахарным диабетом.

До настоящего времени используется такой метод лечения, как сульфазинотерапия. При этом методе лечения человеку вводят шприцем масляный раствор серы. В результате в месте укола появляется страшная боль, припухлость, краснота, до сорока градусов повышается температура тела, ощущается жуткая ломота во всем теле. Не случайно этот метод применяется в качестве наказания "непослушных " больных. После нескольких таких процедур человек становится согласным на все. Он готов перенести любое насилие, лишь бы только не повторять эту лечебную пытку.

Наконец психофармакотерапия, то есть лечение психических болезней с помощью различных химических соединений. Необходимо отметить, что психиатрических лекарств становится все больше и больше. Новые названия этих препаратов обрушиваются на нас каждый год лавиной. Многие из них становятся для людей такими же привычными как аспирин, продаются без рецепта и даже начинают раздаваться в школах учителями или школьными психологами для того, чтобы ученики стали более спокойными. Нас уверяют в том, что это совершенно безвредно и не дает никаких отрицательных последствий. Но это не так. Не существует безвредных психиатрических средств, просто потому, что эти химические соединения, проникая в клетки мозга, приводят к необратимому нарушению химических процессов, протекающих в человеческом мозге. Эти вещества, как бы они не назывались, дают только два эффекта: они вызывают жуткую подавленность, невероятно болезненный и неконтролируемый спазм мышц, изматывающую неусидчивость, в результате которой больные не могут найти себе места, и вынуждены целыми днями беспрерывно ходить из угла в угол. Состояние, вызываемое этими веществами, является крайне тягостным, и лица, содержащиеся в психиатрических больницах, любыми правдами и неправдами стараются избежать приема этих медикаментов. Вторая группа веществ вызывает чувство успокоенности, улучшает настроение, вызывает расслабление мышц (в том числе и мышц сердца, что иногда приводит к его остановке и смерти человека). При длительном приеме этих лекарств, они вызывают привыкание, появление зависимости от них, психической и физической, и, как следствие этого, ухудшение самочувствия, возникающее в результате их отмены. Но то, что здесь описано один к одному наблюдается у человека, когда он принимает наркотики и становится наркоманом. Фактически, эти лекарства и являются ничем иным, как наркотиками. Они, кстати говоря, весьма часто с этой целью и используются наркоманами и имеют свое специфическое название "колёса". Это наркотики, и как бы их не называли, они продолжают оставаться наркотиками. И если человек принимает их, он становится самым настоящим наркоманом.

И это все. Других методов лечения в современной психиатрии не существует. Всё что применяется психиатрами, так или иначе, наносит непоправимый вред человеку.

Изо дня в день, приходя на работу и осуществляя лечение, которое по сути своей им уже не является, психиатры сами становятся все в большей и большей степени преступниками. И, к сожалению, это – закономерность, не знающая исключений. Не имея истинных, объективных признаков психического здоровья или нездоровья, вся диагностика врачом психиатром осуществляется на основе сравнения с самим собой. И если человек думает как-то иначе, чем этот врач-психиатр, то, естественно, ему и выносится вердикт психически больного. Такая "диагностика" приводит к тому, что все большее и большее число окружающих психиатра людей попадают в категорию "психически больных", поскольку все люди разные и каждый чем-то отличается от него самого. Именно поэтому современная психиатрическая классификация насчитывает около четырехсот психиатрических диагнозов, в отличие от пяти в прошлом веке.

Весь мир, каждый человек им кажется не таким как они, а, следовательно, ненормальным и опасным. Любое упоминание о духовности человека, религии вызывает у них кривую ухмылку и презрительное хмыканье. Беда психиатров в том, что они продолжают "лечить" людей даже тогда, когда выходят из стен психиатрической больницы. Это их несчастье, и в этом кроется их жестокость и опасность для общества.

Когда мы боремся с психиатрией, мы боремся с преступной идеей, которая делает людей, исповедующих ее, преступниками. Когда мы разоблачаем их преступления, делаем их достоянием гласности, а преступным психиатрам предоставляем возможность справедливо искупить свои злодеяния против прав и свобод человека, мы помогаем, прежде всего, самим психиатрам стать более этичными. А потом уже и всему человечеству избавиться от бредовой идеи о том, что его душевное состояние можно исправить, разрушив его тело. Именно поэтому необходимо разоблачать преступления психиатров. Сами они это сделать не в силах".

Преступления доказаны

Психиатрия интернациональна. При всей юридической защищённости, психиатры иногда оказываются на скамье подсудимых. Во всём мире есть много случаев, когда эти "врачи" понесли наказания за убийства, пытки, насилие или мошенничество.

Только в 1998 году во всём мире были найдены виновными и приговорены к тюремному заключению за совершение уголовных преступлений по меньшей мере 100 психологов и психиатров

Но не в России. "Ни одно из шести рассмотренных российскими судами с начала 2000 года дел о нарушении прав психиатрических больных не было разрешено в пользу истца" – констатировал представитель ГКПЧ 7 августа 2000 г. Судебная система в России, к сожалению, защищает психиатров.

4. Где же выход?

Тупиковое положение современной психиатрии отмечают сами психиатры. Вот что пишет представитель этой профессии О.В. Игнаткова (г. Донецк):

"Взгляд на больного в свете диалектико-материалистического учения не включал в себя отношение к пациенту как к неповторимой личности, созданной по образу Божьему. В настоящее время многие ученые, в том числе психологи, пришли к осознанию кризисного положения в медицине, психиатрии и пытаются найти выход из сложившейся ситуации. …Путь выхода из критической ситуации, который может привести к оздоровлению атмосферы и развитию более терпимого отношения к психически больным людям в обществе – путь религиозно-нравственного понимания (в рамках христианства) всякой болезни, в том числе и психической. …В своём отношении к психически больным людям церковь, в лице своих прихожан и лидеров должна руководствоваться заповедями любви и терпения: "И слепому, и прокажённому, и повреждённому рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажи почтение как образу Божию. Что тебе за дело до его немощей и недостатков? Наблюдай за собой, чтобы тебе не иметь недостатка в любви", – писал святитель Игнатий (Брянчанинов) в своём сочинении "О прелести".

Только человек, духовно определившийся, может решить душевные проблемы. Необходимо чётко понимать, что есть душа, и что есть Дух. Бессилие материализма в данной области подтверждено многократно. По крайней мере, для Руси нет пути вне Православия. Восстановление монастырей, способных спасать нуждающихся, при мудром руководстве Церкви и поддержке от государства – лишь дело времени, ибо желающих – предостаточно. Психиатрия настолько дискредитировала себя за всю историю, что реанимировать, "перекрашивать", реформировать её нет смысла. В сознании многих людей, хоть как-то соприкоснувшихся с ней, она – воплощение зла. Если потребуется новое, "незапятнанное" слово для целительства душ, – его нетрудно придумать. Позицию же православных можно выразить словами инока Киево-Печерского монастыря: "Психиатры первыми пойдут в ад". Ибо сказано в Библии: "Кто скажет брату своему "безумный", подлежит геенне огненной" (Мф.5:22).

Литература

Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа: познание и врачевание от древности и до наших дней. М., "Прогресс-культура"; Издательство Агентства "Яхтсмен", 1995

Буковский В. Московский процесс. М., "МИК"; Париж, "Русская мысль", 1996

Буковский В. И возвращается ветер..., Письма русского путешественника. М., НИИО "Демократическая Россия", 1990

Вайсман Б. Психиатрия – предательство, не знающее границ. М., "АНВИК К", 2002

Каннабих Ю.В. История психиатрии. М., 1994

Полевой Б. В конце концов. – "Роман-газета", 1969, №6

Право и психиатрия. М., "Юридическая литература", 1991

Преступления в психиатрии. Минск, "Современный литератор", 1998

Прокопенко А.С. Безумная психиатрия: секретные материалы о применении в СССР психиатрии в карательных целях. М., "Совершенно секретно", 1997

Психиатрия: Мошенничество. Гражданская комиссия по правам человека, 1999

Психиатрия: Нарушения прав человека и глобальный кризис. Гражданская комиссия по правам человека, 2000

Юдин Т.И. Очерки истории отечественной психиатрии. М., 1951

http://www.asi.org.ru

http://members.tripod.com/soulzone/history.htm

http://newspb.by.ru/485/485.htm

http://psi.ece.jhu.edu/~kaplan/IRUSS/BUK/GBARC/pdfs/psychiat/psy-rus.html

http://psychiatry.narod.ru/history_psychiatry.html

http://www.cchr.ru/main_chto.html

http://www.cchr.ru/main_news.html

http://www.crimea.com/~creation/text/70.htm

http://www.librarium.orthodoxy.ru/ignatiy/i_11.htm

http://www.memo.ru/history/diss/chr/chr23.htm

http://www.memo.ru/history/diss/chr/chr23.htm

http://www.spas.kiev.ua/libra/jitia/urodiv.txt

http://www.vv.com.ua/main.php?artID=9649&topic=4

http://www.zavtra.ru/cgi/veil/data/zavtra/99/308/51.html

Хостинг от uCoz